ЭССЕ по теме «Мои методические находки»

Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой

Профессия учителя — одна из самых сложных, но в то же время достойных и благородных профессий не только в современности, но и во все времена. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Трудно не согласиться с высказыванием великого классика. В современном мире технологий получить новые знания достаточно легко, однако без участия учителя ребенку будет трудно апробировать полученную информацию. А мы, учителя русского языка и литературы, работаем с несколькими составляющими — это речь и душа ребенка. Грамотная устная и письменная речь — это язык, а душа — это литература.

Как педагог я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Современные дети очень отличаются от детей, которые учились десять-пятнадцать лет тому назад, неудивительно, ведь мир не стоит на месте, и педагогика, методика преподавания также претерпевают изменения. С каждым днем я стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через различные методы и приемы, которые диктует нам современная методика преподавания. Прочитав и изучив множество методический рекомендаций, я поняла одну важную, на мой взгляд, вещь. Современная единая образовательная программа рассчитана на все города России, но мы с ребятами живем и обучаемся в прекрасном городе Орле, который является третьей литературной столицей. В нашем городе родились и творили такие великие классики как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, А.А. Фет, А. Н. Апухтин, И.А. Рыжов, А.И. Перелыгин, И. А. Бунин и многие другие, более того наш город и по сей день славится известными современными поэтами и писателями. Таким образом, у нас с ребятами есть удивительная возможность углубиться в изучение текстов наших классиков-земляков.

С 5-го класса на уроках русского языка ученики усвоили, что такое диалекты. И именно с 5-го класса я с учащимися стала более подробного изучать диалекты наших писателей-орловцев. На сегодняшний день у нас есть более десяти словарей Орловских говоров, и это еще не предел, так как Орловские филологи продолжают изучать и собирать их на базе ОГУ имени И.С. Тургенева.

Н.С. Лесков — один из блестящих мастеров стилизации, по произведениям которого можно изучать особенности российского и орловского просторечия и диалекты второй половины 19 века. Н.С. Лесков гордился тем, что знает русский народ изнутри, поскольку рос и формировался как личность в самой народной среде. Писатель отмечал, что в течение всей своей творческой жизни «прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по литературному. Более того, читая произведения И.С. Тургенева «Бежин луг» учащиеся обращают внимание на то, что многие слова им непонятны, например, «сугибель», «бучило». Но если спросить значение этих слов у наших бабушек и дедушек, то они с большей вероятностью дадут нам верный ответ. Это тоже один из методов изучения диалектных слов своей местности, когда учащиеся ищут их значения самостоятельно, спрашивают у родственников, проживающих в деревне или у людей преклонного возраста. И из собственного трёхлетнего практического опыта я могу сделать вывод, что такая практика очень нравится детям, поскольку вовлекает их в чтение других произведений писателей-орловцев.

Также значительный интерес вызывает у учеников не только сбор диалектных слов, но и их систематизация. Ученики создают свой словарь Орловских говоров, где прописывают свое толкование слов, исходя из литературного опыта и рассказов бабушек и дедушек.

Привлекать внимание и интерес обучающихся не только к литературе и русскому языку, но и любовь к своему родному краю, где родились такие великие художники слова, вот одна из методических задач, которая стоит передо мной как у учителя-словесника. И вот уже два года у нас с ребятами есть своя филологическая задача: собрать свои собственные диалекты Орла, систематизировать их и выпустить школьный словарь Орловских говоров.